Поддержка своих снастей в отличном состоянии, своевременное обслуживание всех узлов – все это является ключом к успешной рыбной ловле. Одно из самых сложных рыболовных устройств – это катушка. Она состоит из множества взаимодействующих запчастей. Уверенность в механизме катушки и ее надежности повышают шансы выловить крупный трофей. Чтобы она не отказала в важный момент, нужно периодически разбирать и смазывать конструкцию. Для этого следует использовать специальное масло для катушки спиннинга. Ниже будет описано, как не ошибиться в выборе лубриканта, и какими свойствами она должна обладать.
- Требования к маслу
- Виды масел
- Вязкий лубрикант
- Жидкая смазка
- Многофункциональный лубрикант
- 15 лучших смазок для рыболовных катушек
- EFELE
- Mikado
- SFT Grease Reel Li
- SFT Oil Reet Silicone
- Три Кита
- Reel Graso Silicone
- Okuma
- Shimano DG 01
- Abu Garcia Precision Grease
- Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light
- Daiwa Reel Oil 2
- RedLub Synthetic WT Reel Oil
- Abu Garcia Reel Oil
- Penn Pack Oil&Grease
- Shimano DG09
- Как обслужить катушку дома
- Как часто нужно обслуживать катушку
- Особенности обслуживания мультипликаторных механизмов
- Мифы про смазку катушек
Требования к маслу
Из-за особых условий эксплуатации, использование обычных смазок нежелательно. Вода, песок и другие неблагоприятные факторы внешней среды постоянно воздействуют на рыболовную катушку. Смазка должна обладать
- Хорошей влагостойкостью. Лубрикант не должно вымываться водой. В противном случае, масло вместе с водой образует суспензию, что приведет к быстрому износу деталей механизма.
- Большим диапазоном рабочих температур. Особенно это важно, когда используется в разные времена года.
- Отсутствием резкого запаха. Если некоторое количество плохо пахнущего масла попадет на плетенку, это может начать отпугивать рыбу. В таком случае придется заново смазывать, тратить деньги на новое масло и леску.
- Определенной вязкостью. Подшипники катушки обрабатываются густым, мягким маслом. Ротор и вал, наоборот, нужно обрабатывать более текучим составом, который попадает во все места, создавая тонкую защитную пленку.
Важна и совместимость смазки с материалами катушки – пластиком и металлом. Некоторые агрессивные масла могут вызывать ускоренное окисление механизмов, что приводит к их выходу из строя.
Виды масел
Смазывать все механизмы одним и тем же составом не стоит, потому что разные детали требуют масло разной вязкости. Поэтому лубриканты бывают густые, жидкие и универсальные. Последний вид используется в экстренных случаях, когда доступа к нормальному набору нет.
Вязкий лубрикант
Нужен для обработки основной пары подшипников. Обладает большой устойчивостью к влаге. Одним из примеров такого масла является Shimano DG 01, а также некоторые модели фирмы Ryobi (риоби).
Жидкая смазка
Используется для обработки ротора и вала. Покрывает механизм тонкой прочной пленкой. Обычно поставляется в небольших пластиковых масленках с узким носиком. Например, Daiwa Reel Oil 2 (Дайва риил оил 2).
Многофункциональный лубрикант
Такой тип используют для любых деталей катушки. Применяется она в особых случаях, когда нужно срочно обслужить катушку, а под рукой ничего больше нет. Одна из самых распространенных универсальных смазок — Shimano DG09.
15 лучших смазок для рыболовных катушек
Чтобы было проще выбирать, ниже представлен список распространенных производителей.
EFELE
Эта модель относится к универсальным, судя по отзывам в интернете, многие остаются довольными ее качеством. Она не застывает при температурах до -50 градусов по Цельсию, что позволяет использовать ее даже в суровых зимних условиях. Такой диапазон рабочих температур обусловлен тем, что в ее основе лежат полиальфаолефин и литиевое мыло.
Mikado
Густой лубрикант, предназначенная для обработки подшипников и шестеренок. Поставляется в удобной упаковке с узким носиком, обладает антикоррозионными свойствами и хорошей водостойкостью. При больших температурах не разжижается.
SFT Grease Reel Li
Предназначена только для обработки металлических деталей. С пластиком и резиной она несовместима. Обладает густой консистенцией и широким диапазоном рабочих температур (от -25 до 150 градусов по Цельсию), ее можно использовать для подшипников и других частей, на которые приходится большая нагрузка.
SFT Oil Reet Silicone
Модель лубриканта на основе силикона создана для использования в роликах и пластиковых деталях. Диапазон рабочих температур от -60 до +200 градусов позволяет ей выдерживать даже самые нещадные условия. Не впитывает воду.
Три Кита
Из плюсов этого масла можно выделить наличие распылительной насадки и отсутствие запаха. С помощью распыления оно проникает в труднодоступные места. Однако обработать главную пару подшипников с ее помощью не получится из-за недостаточной густоты. Кроме того, флакон негерметичен и может протечь.
Reel Graso Silicone
Еще один лубрикант на основе силикона. Может выдерживать отрицательные температуры, не боится влаги. Эта смазка создана для обслуживания безынерционных катушек (например, кобра св-340). Продается в небольшой упаковке по 15 грамм.
Okuma
На этот раз в комплекте идут сразу два масла – жидкое и густое, которые подходят для обслуживания любых типов катушек спиннинга. С помощью этого набора можно смазать все детали. В состав масла входят антикоррозионные материалы и другие присадки, увеличивающие срок службы механизма.
Shimano DG 01
Известный японский бренд. Обладает большой вязкостью, предназначена для обслуживания фрикционного тормоза, а конкретно для трущихся деталей. Продается в банках или тюбиках по 30 грамм.
Abu Garcia Precision Grease
Эта модель имеет низкую вязкость и подходит для обслуживания ротора. Не разжижается при больших температурах и имеет повышенную влагостойкость. Идет удобном тюбике весом в 28,35 грамм.
Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light
Дорогая, высокого качества с очень длинным названием. Имеет среднюю вязкость, тонкий носик позволяет ей проникнуть в самые труднодоступные места (щели, закрытые подшипники). Особый состав с большей эффективностью удерживается на деталях механизма, защищая их от трения и коррозии.
Daiwa Reel Oil 2
Масло этой известной японской фирмы отличается высокой проникающей способностью. Оно обладает низкой вязкостью и подходит для всех типов катушек. Относится к универсальным, но главную пару подшипников ей лучше не обрабатывать. Поставляется в маленьком флаконе 10 грамм.
RedLub Synthetic WT Reel Oil
Редлаб – известная фирма по производству лубрикантов. В ее ассортименте можно найти масло с любыми характеристиками, но эта модель является самой ходовой. Обладает средней вязкостью, и продается в двух упаковках на выбор, по 15 и 30 грамм.
Abu Garcia Reel Oil
Имеет жидкую консистенцию и проникает во все детали механизма. Не боится морской воды. В ее состав входят антикоррозионные присадки.
Penn Pack Oil&Grease
Продается комплектом, состоящим из жидкого масла и густой смазки, что позволяет обслужить все детали механизма. Производитель рекомендует использовать ее во всех типах катушек.
Shimano DG09
Одна из многочисленных моделей смазок Shimano. Имеет среднюю вязкость. Производитель рекомендует применять ее в катушках для ловли на море, в частности, чтобы обслужить фрикционный тормоз. Как и другие в линейке, эта тоже фасуется либо в банки, либо в удобные тюбики.
Как обслужить катушку дома
Если под рукой не оказалось специальной смазки, или она закончилась в неподходящий момент, а на рыбалку ехать уже завтра, можно воспользоваться подручными средствами. С помощью бензина или средства для мытья посуды очищаются остатки масла. В качестве густой смазки можно использовать солидол, а жидкую заменит WD-40. Но не стоит забывать, что это полумеры, и после рыбалки следует сходить в магазин, купить правильное масло и заново смазать.
Подробнее о том, как правильно провести ТО катушки дома в этом видео:
Как часто нужно обслуживать катушку
Все зависит от того, в каких условиях она эксплуатировалась. Если снасть побывала в воде или песке, то чистку и смазку необходимо провести немедленно. Также это касается ситуаций, когда она побывала под особо большими нагрузками или после длительного хранения. В остальном опытные рыбаки рекомендуют проводить ТО не реже чем раз в сезон.
Особенности обслуживания мультипликаторных механизмов
Из-за отличий в конструкции, мультипликаторные снасти гораздо сильнее подвержены воздействию окружающей среды. В них лучше попадает вода и грязь, детали испытывают повышенные нагрузки. Поэтому такие рекомендуется смазывать не реже двух раз в сезон. Также нужно обращать внимание на то, какой именно смазкой она будет обслуживаться. Не каждая модель масла подходит для ТО мультипликаторной снасти. Замена колец удилища.
Мифы про смазку катушек
Сейчас появилось много глупых советов и мифов о смазке катушек. Некоторые из них могу полностью убить снасть за один сезон. Так как все особенности обслуживания учесть нельзя, ниже будут приведены самые распространенные ошибочные мнения.
- Больше – лучше. Многие новички думают, что чем больше смазки они добавят, тем лучше и дольше будет работать катушка. На самом деле, большая часть, спустя первые несколько оборотов, слетает с шестеренок. На деталях механизма остается небольшое количество, которое обеспечивает защиту от трения, при этом не мешает его работе.
- Подшипники смазываются любым лубрикантом. Это тоже заблуждение, подшипники безынерционной нужно смазывать густой смазкой, а вот мультипликаторной нужно масло жидкого вида для увеличения дальности заброса.
- Механизм «флажка» (стопор обратного хода) обслуживается с помощью густой. И снова неверно. Он должен обслуживаться только жидкими маслами, иначе стопор может подвести и в неожиданный момент выйти из строя
- Катушку можно не чистить, а просто добавлять больше смазки. Самое опасное заблуждение. Песок, земля и другая грязь вместе со смазкой образуют смесь, которая, как наждачная бумага, «съедает» механизм буквально за несколько выездов на рыбалку. Нужно тщательно промывать все детали катушки перед смазкой.
Раньше очень надоедал скрежет при прокрутке катушки, пробовал смазывать обычным маслом (как говориться, что под рукой было), но не эффективно. Теперь хоть знаю как правильно делать) Оказывается достаточно хитрая наука. Спасибо большое за статью, подробно и понятно все, даже для того, кто особо никогда не заморачивался над обслуживанием катушек, а просто ловил рыбу)
Думал что много головняка будет, а оказалось, что не так то и сложно сделать катушку человеческой) Теперь даже не по себе, ничего не будет скрипеть. Грустно даже как то, но оно того реально стоит!) Спасибо большое автору статьи, полезный материал. Все наглядно и понятно. Поделюсь с друзьями, пусть тоже позанимаются снастями.
Спасибо за положительный отзыв!
Перепробовал много смазок, не все конечно, что тут описаны, но многие и не самые дешевые. Мне больше всего понравилось Микадо. Хороша смазка, действительно рабочая. Брал в местном магазине, не дорого, а со своей задачей справляется. Кстати, на счет оригинал или нет не знаю. Главное что работает) Советую всем!
Честно сказать, что было под рукой тем и смазывал, в большинстве обычным маслом. Конечно это не правильно, но лучше чем ничего и реально результативно было. В моего знакомого по моему есть уже Вязкий лубрикант — Shimano DG 01 если не ошибаюсь. Кстати по цене не дорого, сейчас посмотрел..нужно будет и себе прикупить.
Раньше, когда не было такого разнообразия спец. смазок и солидол и литол шли в ход. Сейчас есть выбор и мне понравилась Микадо. Подшипники работают без нареканий. Удачного улова.
Как по мне, идеальный вариант по соотношению цены и качества — это смазка Mikado. Сам пользуюсь ей уже длительное время, это достаточно эффективное средство. Рекомендую. И её очень легко купить, есть в наличии много где.
Смазала все свои катушки, что мульты, что би, ход очень понравился, очень плавный и мягкий, насчет жидкой сказать ничего не могу, время покажет, но запах интересный, сладкий)
Я сейчас пользуюсь смазкой » Три кита». Вроде не плохая, но думаю еще что-нибудь поискать. Один раз, помню, катушка в итоге особенно азартной рыбной ловли слегка нагрелась, да еще жарко было. Пришлось вообще на нее водой лить. А смазка в рыболовном деле такая же важная вещь, как и приманка для рыбы.
Раньше я сталкивался с проблемой скрипа при вращении катушки, и пытался решить ее, смазывая ее обычным маслом, которое было под рукой, однако это не давало желаемого результата. Теперь я знаю, что правильный уход за катушкой — это целая наука. Я очень благодарен за данную статью, которая подробно и понятно объясняет процесс ухода за катушкой даже для тех, кто ранее не задумывался об этом и использовал катушку только для рыбалки.