Какая толщина льда безопасна для человека на рыбалке

МЧС проверяет толщину льда

Многие любители необычного зимнего досуга с нетерпением ждут, когда же на водохранилищах сформируется лед. Да и автолюбителям становится проще по ледяной дороге доезжать до переправочной станции или моста.

А жители отдаленных населенных пунктов устраивают пешие транспортные переправы для сокращения пути до требуемого пункта. Только риск в этом вопросе неуместен, поэтому надо знать какая толщина льда является безопасной для движения и другие важные нюансы.

Официально допустимая толщина

Во многих регионах рыбаки выходят на лед, когда его толщина достигает 7 см. Однако, безопасным показателем считается 10 см. Пешие переправы разрешаются при 15 см и более, а транспортные — свыше 30 см.

Стоит учитывать, что ледовое покрытие может различаться в разных местах. Даже при его оптимальной толщине на озере в центре, вблизи берега и в зонах слияния рек отмечается более тонкая корка.

замер рулеткой
65 мм — недостаточно безопасная толщина для движения

Для одного человека и группы людей

Одному человеку можно ходить, когда толща льда более 10 см в пресном водоеме и минимум 15 см — в соленом. В речных устьях и протоках, местах с густой растительности, рядом с деревьями и кустами крепость ледового покрытия ослаблена. Когда температура окружающей среды сохраняется несколько суток свыше 0, прочность ледового настила понижается четверть от требуемого показателя.

При выходе на лед следует ориентироваться по его внешнему виду:

  • голубого окраса — надежный;
  • белый — крепость в 2 раза снижена;
  • матовый — опасный.

Для групповых прогулок по льду надо дождаться, пока его толщина не достигнет 15 сантиметров и больше.

Толщина в картинках
Допустимые показатели безопасной толщины для передвижения

Толщина для автомобиля

Если планируется выезд на замерзший водоем в машине, важно принять во внимание безопасные значения толщины льда. При этом, учитывают вес ТС.

Официальные показатели:

Толщина, при которой лед выдерживает транспортную нагрузку, мВес ТС, кг
пресная водаморская
0,7-0,80,6До 20
1000,95До 40

Кроме этого не забывают учесть глубину водохранилища, интенсивность течения, расстояние до пункта назначения, количество движущегося транспорта.

Для зимней переправы

Показатели представлены в таблице:

Сколько держит лед – вес перемещающегося объектаУдаленность от кромки, смДопустимая толщина, см
для пресной водыдля соленой воды
Весом 100 кг1001015
До 801502025
До 3002002530
До 6502403545
До 10002504055

Зная массу технического средства, легко подсчитать безопасную толщину.

Переправа через реку ледовая
Ледовая переправа для передвижения автотранспорта

Факторы, влияющие на прочность

Лед нарастает постепенно и неравномерно, в зависимости от скорости остужения воды. При безветрии корка утолщается на 2,5 мм в расчете на 1 градус окружающей среды. Например, если температура стабильно держится 5 градусов, за сутки сможет образоваться лед в 1 см. Соленая и мутная вода замерзает медленнее, следовательно, рост будет меньше.

На формирование ледовой корки влияют и другие факторы:

  • глубина водного бассейна;
  • скорость течения на реке;
  • величина снежного покрытия;
  • мощность ветра.

На небольших озерах толща льда будет больше, поскольку огромная водная масса на глубоководных участках затормаживает обледенение. Поэтому точно определить толщину покрытия нельзя с берега.

Много наметенного снега тоже плохо. Он оказывает давление, и вода начинает подмывать его через образовавшиеся трещины. В результате появляется слякоть и затем — наледь. Выходить на такое покрытие опасно для жизни. Также негативно сказывается на формирование ледяной толщи резкое похолодание. Это приводит к появлению полыней, через которые вода попадает на поверхность и подмерзает. При повышении температуры она не дает расширяться льдинам до исходных размеров. Отсюда и возникают ледовые нагромождения и торосы вдоль береговой линии.

автомобиль провалился под лед
Бывает и так, если не знать безопасную толщину

Теория и практика

Для передвижения автотранспорта трассу чистят по обеим сторонам от оси (не менее, чем на 10-15 см) и помечают вехами, размером до 15 см. Ледовые дороги должны быть в одном направлении, поэтому обратный путь прокладывают на расстоянии 100 и более метров.

Рыбакам следует делать лунки с интервалом 5 метров, возле берега — 3 метра. Диаметр отверстий должен быть не больше 10 см. Желательно располагать их в шахматном порядке. Ради безопасности огораживают лунки снежными сугробами и прикрывают их деревянными щитами. Зависший лед следует сбивать вручную или с помощью специальной техники.

Раз в 5 дней местной Гидрометеослужбой производятся замеры толщины ледового покрытия. При оттепели замеры снимают чаще.

Формула для расчета толщины для передвижения ТС:

Hтр = N х A х P

  • H – это толщина ледового нароста;
  • N – здесь коэффициент пропускаемости машин (500 авто в день – 1, 400 – 0,8, 300 – 0,6 и так далее);
  • A – значение, характеризующее нагрузку (показатели для колесной или гусеничной техники);
  • P – масса перевозимого груза автомобилем, тонн.

Формула расчета может дополняться, в зависимости от региональных условий.

Оптимальная нагрузка, тНеобходимая безопасная толщина (см), с учетом среднесуточной температуры за предшествующие 3 дняРасстояние между машинами, м
При минус 10 ᵒС и меньше-5 ᵒСКратковременная оттепель
Гусеничный транспорт (трактора)
419212910
622243116
1027303821
1635405126
2040455531
3050556935
4056628040
5062708745
6070769950
Колесный транспорт
423253219
630334121
835384923
1039435426
1547516530

При использовании значений из таблицы надо учитывать, что берется среднесуточный градус и идеальные условия для нарастания ледового покрытия на пресноводных водоемах. Если лед пористый толщину следует удвоить. Когда вода соленая, поправочный коэффициент меняется до 1,2.

При необходимости толщину покрытия увеличивают искусственным путем. Для этого нужный участок поливают водой и ждут промерзания слоя.

через обь
зимник

Правила поведения на тонком льду

При передвижении по тонкому льду желательно пользоваться уже протоптанными дорожками, а при их отсутствии — проверять прочность покрытия палкой. Первый шаг делают, не отрывая ступней от поверхности. Нельзя проверять крепость ударом ноги. Во время перехода по заливу надо обходить стороной опасные участки. Особенно следует быть осторожным в местах с интенсивным течением, родниками, выступающей намерзшей растительностью и там, где впадают ручьи либо сточные воды.

Если движется группа людей, необходимо держаться строго друг за другом на расстоянии не менее 5 метров. Надо быть готовым оказать экстренную помощи, если кто-то провалится под лед. При рыбалке недопустимо делать много лунок мотобуром поблизости и сбиваться в большие группы. В случае перемещения на лыжах, проверяют наличие уже готовой лыжни и следуют по ней. Если такой не имеется, отстегивают крепления лыж и палки несут в руках, не надевая петли.

Рюкзак или рыболовецкий чемодан вешают на плечо, а лучше волочь его на веревке или на санках в 2 метрах сзади. Собираясь на рыбный промысел, заранее узнают погоду на планируемый день. Если ожидается сильный ветер, то велика вероятность отрыва льдин от берега.

При отправке на лед рекомендуется с собой взять теплую одежду про запас. Тогда в случае проваливания в воду, можно сразу же после спасения переодеться.

проверка
Замеры толщины

Правила поведения на замерзшем водоеме

Не стоит экспериментировать, проверяя надежность ледовой корки с помощью ударов ногами. Если покрытие уже сформировалось, но достаточно хрупкое, надо проверять его жердью. Лучше двигаться по уже протоптанным дорожкам. Если вы первопроходец, то следует избегать опасных мест. Запоминают характерные признаки тонкого покрытия: треск, прогибание, возникновение воды сверху. Если подобное наблюдается, передвигаются широко расставив ноги и не торопясь.

Не позволительно шествовать большой компанией по тонкому льду, бежать. Обязательно соблюдают дистанцию в 5-6 метров. При необходимости пересечь особенно опасный участок, берут с собой сопровождающего для страховки. Даже находясь на расстоянии, он сможет своевременно оказать помощь попавшему в беду человеку.

Признаки тонкого льда

О хорошо сформировавшемся ледовом панцире свидетельствует его зеленоватый либо голубой оттенок.  Также не должно быть снежного покрова. О хрупкости поверхности говорит ее пористость, сероватый окрас. А занесенные снегом участки особенно опасны, поскольку не дают видеть заводненные места и полыньи. Также толщина тоньше там, где произрастает камыш или тростник, другая водная растительность.

Существуют и другие признаки небезопасной поверхности:

  • рыхлость и чисто белый цвет;
  • наличие сверху воды;
  • характерный треск при ступании.

Как проверить толщину

Перед передвижением на замерзший водоем не лишним будет внешне оценить прочность покрытия. Первый лед как паутина — тонкий и прозрачный. Безопасным для человека считается гладкий и без трещин, синеватого оттенка. Если он издает характерный звук, прогибается под весом, значит не стоит рисковать. Впервые спускаться надо предельно осторожно. Сначала следует простукивать его палкой, прежде чем двигаться.

Сильно трескается
Под ногой растрескивается и прогибается — это признак его ненадежности

Как вести себя на льду

Действие многих людей на льду, особенно детворы, часто можно назвать неразумными. Официально безопасной считается толщина — минимум 10-15 см. При массовых мероприятиях норматив повышается до 20-25 см.

Прежде чем выходить на схватившийся коркой водоем, обязательно изучают правила поведения и какая толщина сможет выдержать человека. Иначе неминуемы пагубные последствия.

Правила: на тонком льду
Как вести себя

Опасные участки

Ледовое покрытие особенно небезопасно для передвижения по нему осенью, когда только начинает образовываться лед, и в начале весны из-за начавшейся оттепели. Обычно вдоль береговой линии покрытие более утолщенное, чем в центре водохранилища. Следует избегать участки, покрытые толстым снежным слоем, проруби, полыньи и рыболовецкие лунки, устья — двигаясь по таким местам человек рискует провалиться в воду.

Стоит обходить стороной болотистую местность, даже в сильные морозы. Выделяемые газы делают лед хрупким.

Правила поведения при попадании в воду

Если человек внезапно проваливается, надо четко следовать правилам поведения:

  • не паникуют;
  • раскидывают руки по сторонам, чтобы была возможность опереться о края и не наглотаться воды;
  • избегают порывистых манипуляций, стараются выползать из купели (если есть доступ к веревке, пользуются ей для подтягивания);
  • не опираются на участки льда малой площади;
  • после попадания на поверхность отползают или откатываются от края провала — нельзя резко вставать и бежать.

Если есть кому, надо вызвать МЧС. При намерении помочь провалившемуся выбраться, необходимо отыскать способ увеличить опорную площадь (это может быть спортивный инвентарь, пластик). Недопустимо вставать на край облома льда, надо действовать на безопасном расстоянии. Забрасывают потерпевшему веревку и начинают медленно подтягивать. Затем следует его переодеть в теплую одежду, напоить горячим чаем без алкоголя и вызвать скорую помощь.

Меры безопасности

Базовые меры предосторожности, которые должен знать каждый, перед выходом на ледовое покрытие:

  • ступают на лед, предварительно удостоверившись, что он прочный;
  • передвигаются по выложенными другими пешеходами тропам;
  • проверяют надежность покрытия палкой, если отсутствуют следы передвижения;
  • возвращаются назад, если при наступании на лед появляется треск и выступает вода;
  • отходят от опасных участков не спеша, скользящими шагами, без отрыва подошвы от поверхности и без остановок;
  • обходят места скопления рыбаков, поскольку дополнительная нагрузка может привести к появлению трещин;
  • откладывают посещение замерзшего водохранилища, если на улице пасмурно, слякотно или идет снег;
  • не посещают водоемы зимой в ночное время;
  • держатся подальше от прорубей, полыний и зон с сильным течением;
  • не топают, чтобы проверить прочность.
что делать при падении
Правила поведения при попадании в воду

Время формирования льда в России

Большая часть регионов в РФ располагается в широтах с холодным климатом, где зима продолжается более 3 стандартных месяцев.  Первый лед, способный выдерживать вес человека, на водоемах появляется уже к концу ноября. Покрытие, подходящее для передвижения машин, формируется только в средних числах января. При этом, учитывают погоду за весь предшествующий период. Когда температура окружающей среды в течение 3 дней сохраняется в пределах 0 градусов, прочность  снижается на четверть от исходного показателя.

Официально ледовые переправы через водоемы начинают функционировать с середины января. Закрываются они в конце февраля, при условии отсутствия зимой краткосрочных оттепелей. Важно помнить, что сроки установления льда разнятся в зависимости от региона. Поэтому предварительно надо узнавать прогноз погоды и официальные заявления властей по поводу толщины ледового покрова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Рыбак Руслан/ автор статьи

Люблю рыбачить на поплавочную удочку и спиннинг.
Помню свою первую рыбалку в возрасте 5 лет, ловили окуня с лодки!
Крючок тогда мне не доверяли но удочку в руках держал)))

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о рыбалке – как ловить рыбу на спиннинг, фидер и поплавочные удилища.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: